ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(слайд № 1)Ни для кого не является открытием тот факт, что школа, как и все наше общество в целом, претерпевает глубокие преобразования, но, как и прежде, ее главная задача – подготовить жизненно активного человека, который не только не потерялся бы в лабиринтах современных экономических и социальных отношений, но и смог бы успешно реализовать свой потенциал в любой профессии, какую бы он ни выбрал, и состояться в жизни как личность.
«У Джанни Родари есть хорошее изречение о том, что обучение в школе зачастую ведется со слезами ребенка. Это крайний вариант. Но сколько в школах ребят равнодушных, потерявших мотивацию, отсиживающих уроки, потому что так надо. Так не должно быть. Школа должна стать местом, где учатся с улыбкой. Где учат – с улыбкой. Где учитель – значимый Взрослый, а ученик – жаждущий общения с Учителем. И где радость от общения и обучения начинается в начальной школе.»
В связи с изменившимися условиями жизни, в связи с новыми требованиями к содержанию и качеству современного образования, выбором ориентира на стратегическую цель образовательной политики государства - «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», а также, учитывая меняющиеся потребности детей и родителей, у творческого коллектива школы, готового развиваться и совершенствоваться, возникла потребность пересмотра всей деятельности школы. Так появилась сначала новая Программа развития образовательного учреждения как школы успеха, как продолжение проекта школы равных возможностей и новая Образовательная программа, а затем встала проблема создания комфортной образовательной среды , целью реализации которой, как мы предполагаем, и будет получение каждым учащимся доступного качественного современного образования.
(слайд №2) Существуют 3 типа учебных программ:
- примерная учебная программа;
- авторская учебная программа;
- рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины.
(слайд № 3) Примерная учебная программа - это документ, рекомендуемый Министерством образования и науки Российской Федерации , который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
Статус примерной программы по истории:
— определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса;
—является ориентиром для составления (авторских) и рабочих программ для всех образовательных учреждений.
(слайд № 4) Функции примерной учебной программы:
- Информационно-методическая(определяет цели, содержание, общую стратегию обучения средствами конкретного предмета) ;
- Организационно-планирующая (конкретизация содержания образовательного стандарта по отдельному учебному предмету).
(слайд № 5) Примерная программа не может использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержит распределение учебного материала по годам обучения отдельным темам!
(слайд № 6) Структура примерной программы:
- Пояснительная записка - определяются цели обучения по предмету, раскрываются особенности содержания курса, описываются структура курса и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном плане.
- Содержание курса - включает перечень основного изучаемого материала, распределение его по разделам с указанием примерного числа часов на их изучение.
- Примерное тематическое планирование - описание видов учебной деятельности учащихся 5—9 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.
(слайд № 7) Примеры примерных учебных программ: ПИСЬМО МОН РФ от 07.07.2005 N 03-1263 "О ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА"
- Примерная программа основного общего образования по предмету (5-9 классы)
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (базовый уровень) (10-11 классы)
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (профильный уровень)(10-11 классы)
(слайд № 8) Что такое авторская программа?
Авторская программа - документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
(слайд № 9) Всех нас интересуют три главных вопроса:
- Что такое рабочая программа?
- Какова структура рабочей программы?
- Каковы особенности содержания рабочей программы?
(слайд № 10) Рабочая программа - это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
(слайд № 11) - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету.
(слайд № 12) Отличия примерной программы от рабочей программы:
- Примерная программа составлена на основе: фундаментального ядра содержания ОО; требований к результатам ОО; программы формирования УУД; методических рекомендаций
- Рабочая программа составлена на основе : Государственного стандарта; примерной программы.
(слайд № 13) Рабочая программа составляется на основе: примерных программ по отдельным учебным предметам.
(слайд № 14) Функции рабочей программы:
- Нормативная функция - определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
- Информационно-методическая функция - позволяет получить представления о целях, содержании , последовательности изучения материала.
- Организационно-планирующая функция - выделение этапов обучения. структурирование учебного материала.
(слайд № 15) Задача учебной рабочей программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента учащихся.
(слайд № 16) Составители рабочей программы:
- Рабочую программу разрабатывает учитель или группа учителей истории ;
- расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в стандарте и примерной программе;
- конкретизировать и детализировать темы;
- распределять учебный материал по годам обучения;
- распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами;
- конкретизировать требования к результатам освоения
ООП учащимися;
- включать материал регионального компонента по предмету;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач,
методики и технологии обучения.
(слайд № 17) К рабочим программам относятся:
- Программы ,составленные учителем или коллективом учителей материалы авторского УМК( в этом случае за основу берется Примерная программа по отдельным учебным предметам);
- Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК).
(слайд № 18) Что значит составить рабочую учебную программу ?
1. сравнить содержание примерных программ и содержание Стандарта;
2. сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием Стандарта;
3. выявить расхождения, зафиксировать их;
4. добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
5.перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.
(слайд № 19) Алгоритм разработки рабочей программы:
- Сопоставить Стандарт с содержанием примерной программы
- Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в Стандарте, но не включенными в примерную программу.
- Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
- Провести организацию и структурирование отобранного содержания.
- Разработать новый календарно-тематический план
- Определить результаты усвоения программы (УУД).
- Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
- Составить пояснительную записку.
- Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.
- Утвердить рабочую программу.
(слайд № 20) Структура рабочей программы:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Основное содержание.
- Тематический план..
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Критерии и нормы оценки результатов освоения .
- основной образовательной программы.
- Календарно – тематическое планирование.
- Перечень учебно – методического обеспечения.
(слайд № 21) Титульный лист рабочей программы:
1. Полное наименование ОУ .
2.Наименование учебного предмета, курса, модуля.
3. уровень программы (базовый , профильный).
4. Параллель ,класс. Сведения о составителе (ях) (Ф.И.О.).
5.Название города, год составления программы.
6. Гриф утверждения РП.
7.Год составления программы.
(слайд № 22) Пояснительная записка:
- Цели и задачи изучения предмета « История».
- Общая характеристика учебного предмета.
- Место предмета «История» в базисном учебном плане.
(слайд № 23) Содержание программы ( 1 вариант):
7 класс
История Отечества с древнейших времен до конца XV века (35 ч)
Введение (1 ч). «История Отечества» – новый учебный курс. Его особенности и место среди других школьных предметов.
Тема 1. Древняя Русь (7 ч)
Наш край в древности. Появление первобытных людей на территории Европы, их миграции. Освоение территории края. Занятия и быт древнейшего населения. Зарождение религиозных верований. Бронзовый век на территории нашего края. Создание древнейших курганов. Ранний железный век на территории Луганщины. Города-государства Северного Причерноморья. Кочевые племена в степном регионе: племена киммерийцев, скифов, сарматов. Древнейшие цивилизации. Киммерия. Великая и Малая Скифия. Сарматия.
Восточные славяне во II–VII веках. Активное расселение славян в V–VII вв. в период Великого переселения народов. Антский племенной союз. Быт, культура, верования восточных славян. Военно-политические союзы восточнославянских племен.
(слайд № 24) Содержание программы: таблица.
(слайд № 25) Учебно-тематический план
7 класс
История Отечества с древнейших времен до конца XV века (35 ч.)
(таблица)
(слайд № 26) Требования к уровню подготовки учащихся:
проектируется на основе :
1.Государственного образовательного стандарта;
2.Примерной программы по предметам.
(слайд № 27) Требования к уровню подготовки учащихся:
- «УЧЕНИК НАУЧИТЬСЯ»
- «УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬНАУЧИТЬСЯ»
В требованиях, как правило, отражаются:
1. основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
2. конечная система или комплекс знаний;
3. перечень личностных, метапредметных и предметных результатов;
(слайд № 28) Результаты изучения предмета «История»:
- Личностные
- Предметные
- Метапредметные
(слайд № 29) Критерии и нормы оценивания результатов освоения ООП:
- Система контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценивания освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения .
проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала ;
Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом ;
Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий.
Обобщенная оценка личностных результатов освоения учащимися ООП должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.
(слайд № 30) Календарно-тематическое планирование:
Базовая часть - тема урока.
Вариативная часть –
- Дата планируемая, фактическая;
- Тип урока, цель урока;
- Планируемые результаты;
- Домашнее задание;
- Страницы учебника рабочей тетради;
- Материалы к уроку;
- Словарные слова;
- Основные понятия и т.д
(слайд № 31) Вид шаблона КТП (таблица).
(слайд № 32) Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:
- основная и дополнительная учебная литература;
- справочные пособия;
- методические и дидактические материалы;
- наглядный материал;
- оборудование и приборы.
(слайд № 33) Порядок утверждения и согласования РП:
1. РП рассматривается на заседании МО учителей на предмет соответствия требованиям Стандарта целям ОУ. Решение МО отражается в протоколе заседания. На последней странице РП внизу слева ставится гриф рассмотрения ( РАССМОТРЕНО, протокол № _ от ___ дата)
2. РП анализируется зам. директора по УВР на предмет соответствия РП учебному плану ОУ и требования Стандарта, проверяется наличие учебника). На последней странице РП внизу слева ставится гриф согласования (СОГЛАСОВАНО. Зам. Директора по УВР (подпись), расшифровка подписи, дата.
3. Утверждение директором ОУ ( УТВЕРЖДАЮ на титульном листе, подпись, расшифровка подписи, дата).
Доклад подготовила учитель начальных классов Алексеенко М. А.
Спасибо за внимание!!! |