Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 17:10


ГОУ ЛНР 
"Карпатская школа  №16"
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

     Ни для кого не является открытием тот факт, что школа, как и все наше общество в целом, претерпевает глубокие преобразования, но, как и прежде, ее главная задача – подготовить жизненно активного человека, который не только не потерялся бы в лабиринтах современных экономических и социальных отношений, но и смог бы успешно реализовать свой потенциал в любой профессии, какую бы он ни выбрал, и состояться в жизни как личность.

     «У Джанни Родари есть хорошее изречение о том, что обучение в школе зачастую ведется со слезами ребенка. Это крайний вариант. Но сколько в школах ребят равнодушных, потерявших мотивацию, отсиживающих уроки, потому что так надо. Так не должно быть. Школа должна стать местом, где учатся с улыбкой. Где учат – с улыбкой. Где учитель – значимый Взрослый, а ученик – жаждущий общения с Учителем. И где радость от общения и обучения начинается в начальной школе.»

     В связи с изменившимися условиями жизни, в связи с новыми требованиями к содержанию и качеству современного образования, выбором ориентира на стратегическую цель  образовательной  политики государства - «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», а также, учитывая меняющиеся потребности детей и родителей, у творческого коллектива школы, готового развиваться и совершенствоваться, возникла потребность пересмотра всей деятельности школы. Так появилась сначала новая Программа развития  образовательного  учреждения  как школы успеха, как продолжение проекта школы равных возможностей и новая Образовательная  программа, а затем встала проблема  создания   комфортной   образовательной  среды , целью реализации которой, как мы предполагаем, и будет получение каждым учащимся доступного качественного современного образования.

Уже традициями нашей школы стали: 

  • открытость образовательного процесса;
  • уважение к личности ученика и педагога;
  • стремление педагогического коллектива оказывать поддержку
    всем участникам образовательного процесса;
  • создание условий для развития каждого учащегося с учётом его
    индивидуальных образовательных возможностей;
  • сохранение и передача педагогического опыта;
  • ориентация на использование передовых педагогических 
    технологий  в сочетании с эффективными
    традиционными методами обучения.

     В ходе работы у педагогического коллектива школы появилась потребность обозначить свое КРЕДО: «Нет предела совершенству, и нет совершенства, если есть предел» - это слова Абрахама Маслоу, а основным принципом работы нашей школы стал принцип: «Учениками не рождаются, ими становятся…».

      Создание   комфортной   образовательной   среды направлено на системную перестройку всех компонентов  образовательной   среды  (управленческого, здесь же и кадрового, информационного,  образовательного  и воспитательного), на всех ступенях обучения, а внедрение предполагаемых изменений будет осуществляться через проектную деятельность, пошагово, с участием всех участников  образовательного  процесса: учителей, учащихся, родительской общественности.

Успешность создания комфортной образовательной среды предполагает реализацию следующих психолого-педагогических и организационных условий: 
• опору на передовой педагогический и управленческий опыт; 
• формирование вариативной системы видов деятельности, обеспечивающей развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка; 
• создание внутришкольной системы повышения профессионализма педагога; 
• перевод массового образовательного процесса на личностно-ориентированный; 
• разработку и реализацию школьной системы психолого-педагогического мониторинга адаптивной образовательной среды; 
• приведение структуры управления в состояние, адекватное изменениям, происходящим в образовательной среде. 

Какими же должны быть результаты работы по созданию комфортной образовательной среды? Мы предполагаем, что

   Будет создан привлекательный в глазах всех субъектов  образовательного  процесса имидж школы, обеспечивающий повышение конкурентоспособности  образовательного   учреждения .

   Будут удовлетворены жизнедеятельностью школы все участники  образовательного  процесса.

   Потребители получат доступное качественное образование, соответствующее требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

   Будет достигнуто новое качество образования на основе использования новых педагогических технологий, методов, форм работы.

   Произойдет развитие и совершенствование креативности  учащихся и педагогического коллектива школы.

   Будет наблюдаться рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса (активное участие в конкурсах, фестивалях, презентациях и т.д.).

   Активно включатся в образовательный процесс родители и представители общественности.

            Педагогическая  технология  как  система  научного  знания   должна   оптимизировать и  обеспечить  воспитательный  процесс.  Воспитание-  это   объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и   желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача   педагога заключается в том, чтобы  направить  воспитательный  процесс  в   сторону “восхождения” ребенка к  человеческой  культуре,  способствовать   самостоятельному освоению опыта и культуры. Развитие  ребенка  происходит  тогда,  когда  он  сам,  проявляя            активность, взаимодействует с миром.  

     Было принято решение  активизировать применение технологий развивающего обучения, исследовательских и проектных методов, информационных здоровьесберегающих  образовательных  технологий, инновационной оценки «портфолио», творческих мастерских, педагогических игр, обучения в сотрудничестве и прочее. Нами также активно  внедряются также технологии  развития критического мышления и  дистанционного обучения. Это дает возможность более эффективно решать задачи, поставленные перед школой.

 

 

 

     Но технология  может быть результативной только при определенных условиях:

     Благоприятный  психологический  климат  –  это  атмосфера  раскрепощённости, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия  для работы,   раскрывает   возможности    личности.    Неблагоприятный    климат препятствует   личностному   развитию,   ввергая   человека   в    состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

     Необходимо способствовать  успеху.

     Неудачник в школе и дома  –  это потенциальный неудачник на работе, в  семье,  в  жизни. 

Без  ощущения  успеха  у  ребенка пропадает интерес  к  школе ,  к  учебе.

Технологически это  достигается  рядом  операций: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения,  спокойная  и доброжелательная речь.

Ситуация успеха особенно важна  в  работе  с  детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.

Формы оценки самые различные: одобрение, неодобрение, похвала, благодарность, поощрение. 

     В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников.

Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, задумываемся:
« Что для нас важнее –  физическое состояние ученика или  его успеваемость?»   Вспоминаются слова А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
      По свидетельству статистики, здоровье подрастающего поколения с каждым годом ухудшается, около 90 % школьников имеют отклонения физического и психического здоровья. В связи с состоянием здоровья современных школьников назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.  Всё это  объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии.

     Здоровьесберегающая деятельность нашей школы включает систематическое проведение следующих мероприятий, способствующих сохранению психического и физического здоровья детей: 
- Диспансеризация в начале учебного года; 
- Профилактические прививки в течение учебного года ; 
- Дни  Здоровья; 
- Спортивные школьные праздники ; 
- Беседы о здоровье с учащимися; 
- Беседы о здоровье с родителями, в том числе выступления специалистов; 
-Туристические походы; 
- Витаминизация третьих блюд в школьной столовой; 
- Оформление классных и школьных «Уголков здоровья». 
-Прогулки, подвижные игры. 
-Уроки культуры здоровья.

Что же должен делать педагог, чтобы сохранить здоровье детей?

Не допускать учебные нагрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления.

Не допускать «школьные стрессы».

Не допускать распространения среди учащихся вредных привычек и зави­симостей.

Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся, профилактике гиподинамии.

Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных   с образовательным процессом («школьных болезней»).

Не допускать сбоев в питании школьников во время их пребывания в школе.

Не «забалтывать» проблемы здоровья учащихся.

Не пренебрегать сотрудничеством с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

     Напомню еще несколько про­стых правил, позволяющих сделать занятие интерес­ным и даже увлекательным:

• разумное чередование трудовой и познавательной деятельности детей;

• включение в структуру занятия различных игр;

• организация творчес­кой деятельности воспитан­ников;

• тщательное продумы­вание практической части занятия.

• товарищеские и дру­жеские отношения воспи­танников между собой.

      Казалось бы, все просто, но как нелегко достигаются эти слагаемые!

     Пусть недолгий мой опыт свидетельствует, что ребят порой угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с педагогом и товарищами. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками. Анализ занятий, размышле­ния, изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать основные слагаемые ком­фортного психологического климата:

     Все дети на протяжении всего занятия заняты ин­тересным делом — важней­шее условие комфортного психологического климата! Полностью выполнить это условие невозможно. Но уровень комфортности как нашего таки вашего занятия зависит от степени приближения к это­му идеалу.

     Как бы Вы ни улыбались детям, но если им станет скучно, или прервется их деятельность из-за нехватки материала, инструмен­та — комфортный психологический климат занятия резко снижается.

     И в заключении хочу сказать, что школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребёнок растёт и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребёнка и реально готовит его к будущей жизни.

     Напомню вам одну известную притчу.

     Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвляю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках.»

     Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», радовать нас своими успехами и достижениями.                

 

Категория: Мои статьи | Добавил: karpatiy16 (12.11.2015)
Просмотров: 924 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz