СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ни для кого не является открытием тот факт, что школа, как и все наше общество в целом, претерпевает глубокие преобразования, но, как и прежде, ее главная задача – подготовить жизненно активного человека, который не только не потерялся бы в лабиринтах современных экономических и социальных отношений, но и смог бы успешно реализовать свой потенциал в любой профессии, какую бы он ни выбрал, и состояться в жизни как личность.
«У Джанни Родари есть хорошее изречение о том, что обучение в школе зачастую ведется со слезами ребенка. Это крайний вариант. Но сколько в школах ребят равнодушных, потерявших мотивацию, отсиживающих уроки, потому что так надо. Так не должно быть. Школа должна стать местом, где учатся с улыбкой. Где учат – с улыбкой. Где учитель – значимый Взрослый, а ученик – жаждущий общения с Учителем. И где радость от общения и обучения начинается в начальной школе.»
В связи с изменившимися условиями жизни, в связи с новыми требованиями к содержанию и качеству современного образования, выбором ориентира на стратегическую цель образовательной политики государства - «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», а также, учитывая меняющиеся потребности детей и родителей, у творческого коллектива школы, готового развиваться и совершенствоваться, возникла потребность пересмотра всей деятельности школы. Так появилась сначала новая Программа развития образовательного учреждения как школы успеха, как продолжение проекта школы равных возможностей и новая Образовательная программа, а затем встала проблема создания комфортной образовательной среды , целью реализации которой, как мы предполагаем, и будет получение каждым учащимся доступного качественного современного образования.
Уже традициями нашей школы стали:
- открытость образовательного процесса;
- уважение к личности ученика и педагога;
- стремление педагогического коллектива оказывать поддержку
всем участникам образовательного процесса;
- создание условий для развития каждого учащегося с учётом его
индивидуальных образовательных возможностей;
- сохранение и передача педагогического опыта;
- ориентация на использование передовых педагогических
технологий в сочетании с эффективными
традиционными методами обучения.
В ходе работы у педагогического коллектива школы появилась потребность обозначить свое КРЕДО: «Нет предела совершенству, и нет совершенства, если есть предел» - это слова Абрахама Маслоу, а основным принципом работы нашей школы стал принцип: «Учениками не рождаются, ими становятся…».
Создание комфортной образовательной среды направлено на системную перестройку всех компонентов образовательной среды (управленческого, здесь же и кадрового, информационного, образовательного и воспитательного), на всех ступенях обучения, а внедрение предполагаемых изменений будет осуществляться через проектную деятельность, пошагово, с участием всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, родительской общественности.
Успешность создания комфортной образовательной среды предполагает реализацию следующих психолого-педагогических и организационных условий:
• опору на передовой педагогический и управленческий опыт;
• формирование вариативной системы видов деятельности, обеспечивающей развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• создание внутришкольной системы повышения профессионализма педагога;
• перевод массового образовательного процесса на личностно-ориентированный;
• разработку и реализацию школьной системы психолого-педагогического мониторинга адаптивной образовательной среды;
• приведение структуры управления в состояние, адекватное изменениям, происходящим в образовательной среде.
Какими же должны быть результаты работы по созданию комфортной образовательной среды? Мы предполагаем, что
Будет создан привлекательный в глазах всех субъектов образовательного процесса имидж школы, обеспечивающий повышение конкурентоспособности образовательного учреждения .
Будут удовлетворены жизнедеятельностью школы все участники образовательного процесса.
Потребители получат доступное качественное образование, соответствующее требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Будет достигнуто новое качество образования на основе использования новых педагогических технологий, методов, форм работы.
Произойдет развитие и совершенствование креативности учащихся и педагогического коллектива школы.
Будет наблюдаться рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса (активное участие в конкурсах, фестивалях, презентациях и т.д.).
Активно включатся в образовательный процесс родители и представители общественности.
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание- это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры. Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром.
Было принято решение активизировать применение технологий развивающего обучения, исследовательских и проектных методов, информационных здоровьесберегающих образовательных технологий, инновационной оценки «портфолио», творческих мастерских, педагогических игр, обучения в сотрудничестве и прочее. Нами также активно внедряются также технологии развития критического мышления и дистанционного обучения. Это дает возможность более эффективно решать задачи, поставленные перед школой.
Но технология может быть результативной только при определенных условиях:
Благоприятный психологический климат – это атмосфера раскрепощённости, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Необходимо способствовать успеху.
Неудачник в школе и дома – это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе , к учебе.
Технологически это достигается рядом операций: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.
Формы оценки самые различные: одобрение, неодобрение, похвала, благодарность, поощрение.
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников.
Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, задумываемся:
« Что для нас важнее – физическое состояние ученика или его успеваемость?» Вспоминаются слова А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
По свидетельству статистики, здоровье подрастающего поколения с каждым годом ухудшается, около 90 % школьников имеют отклонения физического и психического здоровья. В связи с состоянием здоровья современных школьников назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Всё это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии.
Здоровьесберегающая деятельность нашей школы включает систематическое проведение следующих мероприятий, способствующих сохранению психического и физического здоровья детей:
- Диспансеризация в начале учебного года;
- Профилактические прививки в течение учебного года ;
- Дни Здоровья;
- Спортивные школьные праздники ;
- Беседы о здоровье с учащимися;
- Беседы о здоровье с родителями, в том числе выступления специалистов;
-Туристические походы;
- Витаминизация третьих блюд в школьной столовой;
- Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
-Прогулки, подвижные игры.
-Уроки культуры здоровья.
Что же должен делать педагог, чтобы сохранить здоровье детей?
Не допускать учебные нагрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления.
Не допускать «школьные стрессы».
Не допускать распространения среди учащихся вредных привычек и зависимостей.
Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся, профилактике гиподинамии.
Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»).
Не допускать сбоев в питании школьников во время их пребывания в школе.
Не «забалтывать» проблемы здоровья учащихся.
Не пренебрегать сотрудничеством с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Напомню еще несколько простых правил, позволяющих сделать занятие интересным и даже увлекательным:
• разумное чередование трудовой и познавательной деятельности детей;
• включение в структуру занятия различных игр;
• организация творческой деятельности воспитанников;
• тщательное продумывание практической части занятия.
• товарищеские и дружеские отношения воспитанников между собой.
Казалось бы, все просто, но как нелегко достигаются эти слагаемые!
Пусть недолгий мой опыт свидетельствует, что ребят порой угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с педагогом и товарищами. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками. Анализ занятий, размышления, изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать основные слагаемые комфортного психологического климата:
Все дети на протяжении всего занятия заняты интересным делом — важнейшее условие комфортного психологического климата! Полностью выполнить это условие невозможно. Но уровень комфортности как нашего таки вашего занятия зависит от степени приближения к этому идеалу.
Как бы Вы ни улыбались детям, но если им станет скучно, или прервется их деятельность из-за нехватки материала, инструмента — комфортный психологический климат занятия резко снижается.
И в заключении хочу сказать, что школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребёнок растёт и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребёнка и реально готовит его к будущей жизни.
Напомню вам одну известную притчу.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвляю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках.»
Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», радовать нас своими успехами и достижениями.
|