"Земля – наш общий дом." Урок-тренинг в 7 классе.
Цель: способствовать формированию у школьников экологического сознания, осознанию ими ценности и уникальности природы; учить заботиться о своей окружающей среде и убеждать других не загрязнять ее; развивать память, внимание, мышление; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование: листы белой бумаги формата А-5, фломастеры, маркеры, ножницы, скотч, силуэты птиц, дерево, ноутбук, проектор, экран.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Форма проведения: урок-тренинг.
Ход занятия
I. Вступительная часть.
1.Вступление.
- Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать всех, кто пришел на наш мастер-класс. Сегодня мы познакомим вас с приемами и формами по организации и проведению урока – тренинга в 7 классе «Земля — наш общий дом».
2.Знакомство.
- Сначала познакомимся. Для этого напишите, пожалуйста, на бейджике имя, которым вы хотели бы, чтобы вас называли на нашем занятии.
3.Определение ожиданий.
- Я раздам вам силуэты птиц, на которых вы напишите свои ожидания и прикрепите их рядом с деревом.
II.Основная часть.
1.Объединение в группы. Составление правил работы группы.
- Выберете смайлик, после чего сядьте в соответствии с указателями, расположенными на столах.
2.Актуализация темы.
- Значительное влияние человеческого общества на природу ощущается сегодня на всей поверхности Земли: от Арктики до Антарктики. Ведь с ростом количества населения для обеспечения потребностей человечества необходимо привлекать все больше природных богатств.
С каждым годом становится меньше на Земле территорий с нетронутой природой, где чистый воздух, прозрачные водоемы, незагрязненные почвы, непуганые звери.
Обратите внимание на карту. С помощью символов (или цвета) показано 10 самых загрязненных мест Земли: Норильск (2 млн. т сернистого газа), Индонезия (повышенный уровень свинца), Нигерия (40 млн. л нефти), Бангладеш (22 млн. л отходов), Индонезия, Калимантан (более 1 000 т ртути), Аргентина (15 000 предприятий), Гана, Африка (свалка электроники), Чернобыль, Украина (сильная радиация, 150 000 кв. км), Замбия (высокая концентрация свинца), Дзержинск, Россия (300 000 т отходов захоронено).
(Видео)
Население всего мира должно, наконец, понять и осознать, что сохранение жизни на нашей планете зависит от соблюдения экологического равновесия в природе. Ведь природные богатства являются общими для всех жителей планеты. Поэтому их необходимо рационально использовать, сохранять и восстанавливать. Лишь при таких условиях возможно развитие человеческой цивилизации в будущем.
3.Работа в группах «Продолжите утверждение».
1. Я в ответе за будущее ……. . ( Я в ответе за будущее моей планеты.)
2. Меня заботит судьба ……. . ( Меня заботит судьба всего живого на Земле.)
3. Главный долг человечества — ……. . ( Главный долг человечества — сохранить Землю пригодной для жизни.)
4.Выполнение кросс – теста.
- Какие опасности больше всего угрожали людям в средние века? (Эпидемии инфекционных заболеваний. )
- Что помогло людям победить большинство опасных эпидемий? (Гигиена, лекарства, вакцины.)
- Какие эпидемии инфекционных заболеваний есть у нас в республике? (Грипп, туберкулез, ВИЧ/СПИД.)
5.Работа с учебником.
- Откройте учебники на страницах 278 и 279. Вспомните, с какими экологическими проблемами вы ознакомились при изучении отдельных материков и океанов. ( Учителя – учащиеся называют их.)
- Определите основные источники загрязнения окружающей среды. Группа «Воздух» работает над проблемой загрязнения воздуха; группа «Вода» — над проблемой загрязнения воды; группа «Земля» — над проблемой загрязнения почв. (5 мин)
6.Снятие мышечного и психологического напряжения.
- Станьте, пожалуйста, в круг. Друзья, знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Если мы будем внимательны, то услышим, какой он. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их:
- В Австралии поднялся ветер (тереть ладони).
- Начинает накрапывать дождь (щелканье пальцами).
- Дождь усиливается (поочередное похлопывание по груди).
- Начинается настоящий ливень (похлопывание по ногам).
- А вот гроза, настоящая буря (топот ногами).
- Но что это? Буря начала утихать (похлопывание по ногам).
- Ливень превращается в дождь (похлопывание ладонями по груди).
- Редкие капли падают на землю (щелканье пальцами).
- Утихает ветер (тереть ладони).
- Солнце (руки вверх).
7.Работа в группах. Способы решения экологических проблем.
- Современные экологические проблемы, связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, требуют незамедлительного решения. Вмешательство человека в природу настолько увеличилось, что теперь он вынужден искать выход из «экологического тупика».
- Поэтому для сохранения минеральных, лесных и водных ресурсов их необходимо рационально использовать. Экономное использование воды в быту и на производстве должно стать нормой, ведь чрезмерный водозабор приводит к обмелению и высыханию рек и озер. Для сохранения и восстановления природы на материках создаются природоохранные территории. Это заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.
- А какие способы решения экологических проблем можете предложить вы? Работаем в группах. Группа «Воздух» работает на странице 281 над пунктом «Отходы в доходы»; группа «Земля» — на странице 281-282, «Чистые источники энергии»; группа «Вода» — на странице 283-284, «Международное сотрудничество». (5мин)
8.Оценивание.
III.Заключительная часть.
1.Домашнее задание.
- Повторить параграфы 61, 62.
- Изготовить что-нибудь полезное из пластиковых упаковок. Ведь повторное использование пластиковых упаковок — реальная возможность уменьшить загрязнение природы.
- Посмотрите на экран. Вот какие чудесные самоделки предлагают изобрести.
2.Обратная связь.
- Оправдались ли ваши ожидания? Если да, то посадите свою птичку на дерево, станьте в круг.
3.Завершение.
- Станьте боком в тесный круг. Правые руки одна на другую в центре: «Пусть сегодня нам везет, пусть завтра нам повезет, пусть всегда всем сопутствует удача!»
- На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание и помощь, которую вы мне оказывали в ходе проведения мероприятия. |